Ясли: МКДОУ "Алексеевский детский сад"
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни. Перед педагогами ОУ стоит задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. В нашем МКДОУ функционирует одна разновозрастная группа. Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала. При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни.Не менее важно правильно предусмотреть, какие занятия и с кем следует проводить. Общим занятием для всей группы в такие дни будет второе. это позволяет воспитателю наиболее трудный материал, для старших детей, дать вначале. Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим проводим со всеми детьми сразу, по математике – с каждой подгруппой отдельно. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное и физкультурное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который соответствует каждому возрасту.Особую трудность воспитатели испытывают при планировании занятий.Если группа скомплектована из детей смежных возрастов, то занятия проводятся со всеми одновременно по одному и тому же разделу программы, но с разными задачами обучения. К однотемному занятию подготовиться легче: нужно дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые пособия. Такие занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов его выполнения, позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Так как в группах дети разного возраста, то и занимаются они разное количество времени. следовательно, дети более младшего возраста или позже приступают к занятиям или раньше уходят с них. Во время занятий нужно избегать длительных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Не следует заставлять детей вставать при ответах на вопросы, требовать полного ответа, если в этом нет необходимости. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание.Наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре, особенно в младшей подгруппе. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально обеспечивают потребность маленького ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия). Сложнее всего реализовать программу по ознакомлению с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. При проведении занятий нужно заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются (рассматривание иллюстраций, настольные игры). В разновозрастных группах старшие учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности. В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Разновозрастной состав группы имеет преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей. Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться, и они развиваются быстрее. Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.В разновозрастной группе в выигрыше оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других.Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими , доброжелательными и отзывчивыми.Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно ролевые игры для наших детей: «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Магазин», «Автобус». Для того, чтобы дети имели четкие представления о некоторых профессиях мы проводим экскурсии. После этих экскурсий у детей возникает желание отразить в игре то, что они увидели и узнали – труд людей, их взаимоотношения. Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, мы вносим картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и др. Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль на себя брали мы – взрослые, позже стали предлагать детям: «кто хочет быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми. А для того, чтобы длительное время поддерживать интерес к игре «Парикмахер», играли не только со своими сверстниками, но и с куклами. для этого объединили игры в «Семью» и «Парикмахерскую».Через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества. В игре происходит осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, умение раскрыть себя и понимание другого. Ролевая игра вызывает речевую активность детей, сговор, игровые контакты с товарищами, передача своего настроения, замысла – все это положительно влияло на развитие связной речи. В разновозрастной группе иное положение - здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль , например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр, или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев. Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим, у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»